Куратором 7-й Московской биеннале современного искусства стала Токио Юко Хасегава

wpid-preview_main_919ea80efe1c32552ef7634669625bd0.jpeg

Куратором 7-й Московской биеннале современного искусства, которая пройдет в ЦВЗ «Манеж» с 15 сентября по 28 октября, стала главный куратор музея современного искусства Токио Юко Хасегава. Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

«Я рад, что куратором стала наша японская коллега, которую знают во всем мире. Она много работает не только в Токио, но и в Европе и Америке. Это дань уважения именно этому куратору с замечательным пониманием того, что происходит в мире современного искусства», — сказал он. По словам Швыдкого, события, происходившие на арт-сцене в России в 1990-2000-х годах, показали, что страна сильна не только своими классическими художественными традициями, но и современными практиками.

«Современное искусство стало частью выставочных стратегий наших больших музеев, и это очень важно. Это позволяет воспитывать определенные вкусы публики. Важно, что все биеннале сочетают в себе не только смелые кураторские проекты, но и образовательные программы», — отметил он.

Хасегава до московской занималась организацией нескольких биеннале, в том числе в Стамбуле, Шардже и Сан-Паулу, была комиссаром японского павильона на 50-й Венецианской биеннале в 2003 году. Темой основного проекта будущей Московской биеннале по ее предложению стали «Заоблачные леса».

«Если дословно, то проект называется «Леса-облака», по-русски — «Заоблачные леса». Здесь присутствуют две метафоры. Лес — это то, что вызывает ассоциации с ремеслом, ручным трудом, традициями. Это что-то, привязанное к конкретному месту на земле. И метафора облаков — это метафора нового пространства, интернета, где происходят новые коммуникации. И сейчас, я думаю, художники работают на стыке этих понятий и пытаются их соединить», — пояснила свою идею Хасегава.

По словам куратора, в проекте предполагается участие 50 художников из разных стран, причем предполагается соблюдение баланса между искусством, созданным с помощью цифровым технологий, и тем, что сделано руками авторов.

Летом стало известно о смене команды Московской биеннале — ее бессменный комиссар Иосиф Бакштейн стал почетным комиссаром, был учрежден фонд «Биеннале современного искусства», которым руководит Юлия Музыкантская, а ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский возглавил экспертный совет.

В состав совета, в частности, вошли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, куратор Жан-Юбер Мартен, генеральный директор ВДНХ Екатерина Проничева и исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.

Первая Московская биеннале современного искусства прошла в 2005 году, со временем ее организационная структура менялась — сначала и на последней, шестой, основным проектом занимались кураторские группы, самую успешную у зрителей третью курировал Жан-Юбер Мартен, четвертую — Петер Вайбель, пятую — Катрин де Зегер. Шестой снова занималась кураторская группа — Николаус Шафхаузен, Дефне Айас и Барт де Баре.

Площадками проведения биеннале были такие площадки, как Музей им. В. И. Ленина, башня «Федерация», центр дизайна Artplay, «Гараж», «Манеж» и ВДНХ.